zharikov: (Default)
[personal profile] zharikov

Сергей Жариков
ВОЛОСАТОЕ СТЕКЛО. Часть ВТОРАЯ.
(ты забудь на время свой высокий чин)


Сама по себе группа Весёлые Картинки была сольным проектом гитариста ДК Дмитрия Яншина. Немного старомодная, но исключительно техничная и драйвовая команда при весьма сомнительном репертуаре. Лет на 10-15 позже – и это бы сошло за какой-нибудь «пост-рок» со ссылками на всё подряд и стилистически неверифицируемый. Однако в эпоху тотальной и пидерастической попсы, – да назови эту «волну» хоть трижды «новой», – когда музыку слушают исключительно глазами, Картинкам явно не хватило здорового гомосексуализма, скажем так. Ну, или ещё чего в том же духе. Не известный никому Костя Панфилов, например, маялся здесь годами, но стоило ему нарядиться педерастом, назвать себя Доктором_Кинчевым™, перебраться в Ленинград, – и он за один день стал знаменитым «фашистом»! А в контексте начала 80-х это стопроцентный, уважаемый панк.

Как-то, размышляя над феноменом Гражданской Обороны, я вдруг понял, что Егор_Летов™ – это ДК всего русского рока, квинтэссенция, его «изумрудное сердце», и все его представители – в той или иной степени – несут «летова» в себе. И К. Кинчев, и Д. Ревякин, и Д. Яншин, безусловно, – не говоря уж о т.н. «сибирской генерации» или московском «коньковском» квартирном тусе начала 90-х. Однако лучше всех этот важнейший point прочувствовал и озвучил Ю. Шевчук как раз на смерть Летова.

Комменты здесь

Смотрите: Летов смутировал в белое, но остановился. Понимал ли он природу тех «ценностей», которые стал манифестировать? Ведь сами по себе «ценности» – исключительный атрибут albedo и, вполне возможно, ему просто не хватило внутреннего ресурса для продолжения работы – как раз то, чем, собссна, отличается «их» рок от нашего, причём кардинально. Ведь фраза «в здоровом теле – здоровый дух» имеет такое же алхимическое происхождение, как и вся Философия Розы, без которой рока нет и быть не может.

И тогда следующий вопрос: возможно ли создавать сущности сразу же после тотального экзистенциального отрицалова? Не будет ли это популярной феноменологией как раз тех вещей, что ты отрицаешь? Или, другими словами: может ли виноград превратиться в вино сразу же после того, как сок разлили по кувшинам? Но и это ещё не всё: будет ли этот напиток действительно детским, «хаомой» со строго выверенным балансом Меры & Числа, а не грубым пойлом-анастетиком, метафизическим символом которого и стала всем известная Русская_Воттка™? А если так, то – что это за «сестра»?

И на примере становления и развития Гражданской Обороны хорошо виден существенный изъян нашего рока, весьма когерентный, «синхронистичный» бесплодному, «евразийскому» rosarium кроулианцев-отошников с их отсутствующим rubedo, к адептам которого, безусловно, можно отнести, – как Курёхина с Гребенщиковым, так и Летова: первых теоретически, второго – экзистенциально. Отсюда и это понимание красного, как эксплицитно «коммунистического», гендерно коннотированного как андрогинное, имплицитно гомосексуальное. Отсюда и успех: сitrinitas, – зря что ли их называют азиопами, т.е. «жёлтыми»?

Вот почему в творческом плане т.н. «русский рок» абсолютно реакционен в буквальном понимании, как продуцирование экзистенциальной реакции на сторонний креатив. И резонирует он соответственно своей референтной группе, весьма отличающейся, кстати, от собственно «поклонников рок-музыки», своим отрицанием «говнорока» выделяющих его в особый и весьма уникальный культурный феномен. И Курёхин не случайно состоялся именно как Локи™, как «пересмешник Демиурга», а Егор стал вождём восставших мёртвых, которых он повёл в бой после внутреннего своего Endkampf. И оба – в этом смысле – типичные коммунисты, для которого «революция» всё ещё «ценность», а не акт Прямого Действия. И это тема чуть ли не всех песен А. Пахмутовой, кстати. И вот почему «система» не выплюнула их, а признала, в конце концов, как своих.


***
Вот это смакование Трагедии, как образа жизни, но никак не Героического Акта в его становлении – весьма красноречиво и для Весёлых Картинок. Причём, не столько в творческом плане, но, опять же, чисто экзистенциально. И мы продолжаем: ведь, поначалу проект рассматривался в качестве официальной вывески для ДК, когда в начале 1984 года на меня завели уголовное дело по ст.190 п.1. и, – согласно процессуальным нормам для подобного рода «профилактических» статей, – поставили под прокурорский надзор. Короче, Партия руками КГБ решила порулить проектом ДК. Ну-ну. Вперёд! Как говорится, считаешь себя львом – будь готов решать его проблемы. И, тем не менее, к началу 1986 года у ВК был уже собственный репертуар.

Первый состав Весёлых Картинок: Д. Яншин – лидер группы, соло-гитара, А. Марыкин – гитара, О. Андреев – бас, В. Клемешов – саксофон, А. Ганшин – вокал, В. «Ветеран» Капров – ударные. Состав не просто постоянно менялся, он больше напоминал филармоническую бригаду, где постоянным участником был один только Яншин, а все остальные – то приходили, то уходили, то играли по очереди: А. Журавлёв, В. Кузнецов, С. Летов, Е. Драйер, С. Поздняков, В. Сахаров, С. Дьякова, В. Токмаков и ещё, наверное, чуть больше, чем стопицот тыщщь человек. Репертуар – мои песни и старые инструменталки Яншина, которые он сочинял для первого состава ДК.

Образ жизни – постоянное бухание, но вездесущий Ганшин – он всегда отдельно, он и здесь впереди всех: в Измайлово «Молодёжный блюз» пел именно он, – он успел даже отметиться на обложке «Золотого Подполья»! Короче, Яншин подтянул в Косино, похоже, весь творческий потенциал Люберецкого района Московской области, где я продолжал записывать альбомы ДК, а Дима делал пародийные свои Картинки – никто никому не мешал, для концертов я был «чёрной меткой», и все всё понимали.

Вторая половина 80-х – это «оттепель», и около музыкальные «организаторы подпольных концертов» начали быстро раскручивать ВК и – сказать по справедливости – было что. Группа стала настоящим праздником особенно для стареющих олдфагов, умеющих слушать классический рок и вконец уставших от беспомощных рок-клубовских неумёх. Гастроли, поездки за границу, но главная цель подпольной антрепризы – нагулять из ВК жырного тролля ненавистной Московской рок-лаборатории в лице Управления КГБ по Москве и Московской Области, куда курировать тему поставили совсем не тех, кто, как они считали, претендовал на это место «исторически». И у Димы начались проблемы. Из чего, правда, нельзя сделать вывод, что их не было вообще.

Проблема с репертуаром – ахиллесова пята Картинок. Самая настоящая. Оказалось, для сочинения требуется совершенно иной интеллектуальный ресурс, нежели чем для аранжировок уже готового. Больше того, этот внушительный люберецко-выхинский тус, где все явно надрачивали на ДК, сильно мешал Яншину отформатировать собственный проект и заняться его презентацией в качестве аутентичного, а не second hand ДК. Бездарная потеря времени, накладывающаяся, вдобавок, на Димину привычку выдрючивать и залакировывать вещи, лишая их живого дыхания, от которой, как пел А. Макаревич, © остаётся усталость, как от ненужных побед, не могла никому принести ничего, кроме разочарования. И, в конце концов, Весёлые Картинки из музыкального проекта стали превращаться в особую, сугубо перегарную атмосфэру – та самая тусовка, где очень любили побухать-попиздеть «бля за жись и за нас, гениев» (у нас с этим было, наоборот, строго), что мне не нравилось никогда.

Время шло, а за возлияниями окрест и постоянным, – как в ПЭТы, так и «стекло», – инвестированием в несложное производство местного Малаховского_Продукта™ так ничего творчески нового и не замаячило. Репертуар практически не менялся, состав, естественно, лихорадило, а тут ещё и Света Дьякова – будущая жена руководителя ансамбля и типичный кукушонок, с которым я же Диму и познакомил. И если уход в progressive для второй половины 80-х уже был стопроцентным анахронизмом, но как-то оправдан музыкальной биографией самого Яншина в контексте его участия в ДК, то стратегия дальнейшего дрейфа в сторону безнадёжно вторичного и стилистически абстрактного пост-рока мог прийти в голову кому-то только очень далёкому от темы и только находясь в густых парах алкоголя.

И результат, конечно, весьма впечатляет, если вообще годится здесь это слово: Ганшин убит, Марыкин убит, Токмаков умер, Андреев умер, Ветерана зарезал Лука, Лука убит, убит Белов, Яншин, в конце концов, убил Свету и покончил жизнь самоубийством. А может, всё было ровным счётом наоборот, и во всём были виноваты сами жертвы. По крайней мере, со слов Виктора Клемешова, который ныне здравствует, слава Богу, при церковном приходе одной маленькой тамбовской деревеньки в отличие от. В общем, Партия и КГБ порулили «контркультурой». Действительно, впечатляет…

Ты гречку выдаёшь за манку, как будто манка это рис...
Ты крутишь старую шарманку про то, что Вова – гармонист.
А Вова - цыган и гармони в глаза ни разу не видал.
Ты гречку выдаёшь за манку и говоришь, что я «нахал».

Едя продукт, рыгаешь смачно – и на меня, и на вокруг.
Гундосишь, чавкая спартачно, чертя в душе заветный круг.
Туда, конечно, я не влезу – в тот круг, заветный твой интим:
ты стрельнешь глазом, как обрезом, на Вову и кто рядом с ним.

Тебя полюбит цыган Вова, – ты будешь с Вовой манку есть…
Получит он городового и будет тяжко ношу несть.
А я... Что я? Усталый школьник, – найду невесту в сто пудов,
потом вдруг сделаю ей больно, – глядите, смелый я каков!



Но что они, всё-таки, хотели? И, кстати, спрашивают – повлияли ли на нас битлы?
Нет, это вопрос совсем не к нам, а тем, что были перед нами. К поколению шестидесятников, для которых Леннон-Маккартни примерно тот же самое, что Окуджава-Высоцкий, но гармонически более интересное.

Это они шли работать в ВИА, – которые мы откровенно посылали нахуй, – чтобы оттуда показывать кукиш совдепу. Однако их противоречие с властью было чисто гармоническим, а потому, в конце концов, они сами же и превратились в этот совдеп. Ведь единство Партии и Народа как раз и основано на гармоническом единстве пентатоники и балалаечного трезвучия, куда эти ваши сраные септаккорды несут только нервозность и непонятку. А рок начала 70-х даже в СССР развивался уже, как прямая оппозиция к битловскому дискурсу, заподозренному нами, – да-да, нами, суровым поколением адептов крупных форм и длительных гитарных запилов, – в «измене» и несерьёзке.

Битлы по-своему интересны и весьма влиятельны, спорить с этим бессмысленно, но их жанр – мюзикл, а клоунада позднего Леннона с Ёкой вообще ставит вопрос: насколько вообще они понимали то, что делали? С Маккартни всё ясно, а вот как с остальными? Послушайте их сольники – Леннона, Маккартни и Харрисона, например. Стилистически однообразное, скучное «лирическое» блеяние фальцетом, демонстрирующее запущенную в тираж их фирменную жалостливую интонацию кривляющегося лицедея, однако композиторское мастерство – у одного лишь Маккартни. Ну, и зачем ему весь это битлос с дешёвыми пацифистскими понтами самовлюблённого Йохна? Да ещё в кампании маленькой хитрожёппой японки, явно играющей роль сумасошедшей.

Я задушил кота весеннею порою -
Я задушил его в вечерний час...
Я одеяльцем трупик котика прикрою,
Его прикрою я сейчас.

Увы, светильник разума угас,
Но гиацинты зацвели вдруг под горою.
А кот ослушался, не выполнил приказ -
В могилику положу его, зарою.

Могилки мимо, о прохожий, проходя,
Ты вспомни ранний час его рассвета,
Когда котёнком он прищурился от света.

И в некий день о нём, - когда ты в кресле бздя, -
Тебе пусть строчкой из Эредиа сонета
Напомнит в колбочке одна его мудя.



***
Мы закончили? Однако описав некий фасад чисто внешних событий, интересно заглянуть и туда, где в то же самое время разыгрывалась совершенно иная пьеса. Ведь там – по сюжету – героя сажают в клетку и клетку поджигают, оставляя одну-единственную дверь открытой, – как бы вы поступили в этой ситуации? Вполне возможно, жирик напишет когда-нибудь свой персональный мемуар на тему политического трикстера, – я же рассказывал о своей роли в этой фабрике актуальных фейков неоднократно, и даже не буду ставить здесь никаких тегов. Как грицца, будешь долго смотреть в тег, как и не заметишь, что тег уже внимательно смотрит на тебя. И придёт вот-вот за тобой.

Как, например, телеканал «Ностальгия», куда меня пригласили однажды поговорить о каком-то «жириновском». Что мне было совсем неинтересно, а потому излагаю сей сюжэт в виде небольших твитов.

Скажу откровенно: не люблю, когда меня спрашивают о Жириновском. Сама тема раздражает. Это как Шостаковича, например, спрашивать про интервалы. Как правило, все подозревают, что за этой «партией» прячется какая-то хуйня, но у меня нет никакого желания играть роль «разоблачителя», а воспевать там точно нечего. Разве может хуйня прятаться за хуйнёй? «Одна хуйня», – как говорят в таких случаях. Но есть то, что в жирике симпатично: он – self made и, во многом, сделал себя сам. А уж кто ему когда в чём помог, – кого это вообще ебёт? Да, строго говоря, и не ему помогал, а Ельцину, чтобы тому на западе поскорей сёмок отсыпали, глядя на страшного карабаса-жирика, кем мы, собссна, и пугали окрест.

В глазах широких народных масс в конце 80-х он был действительно «какой-то», и звать его никак. Но кто-то в КГБ мне прочил тогда солидную карьеру медийной жертвы и, похоже, в обмен на явный факт упущенной выгоды от абсолютно бессмысленного запрета «Группы ДК» особенно в контексте того, что произошло в 1991 году – буквально через несколько лет. Как грицца, © каждому каждому в лучшее верится, катится катится голубой вагон. Из которого, впрочем, мне удалось спрыгнуть в самом начале 1993 года прямо на ходу, зато иметь возможность написать то, что вы сейчас читаете.

И тут важно понять простую вещь: ГБ не та организация, что делает кому-то подарки. Они хорошие. Но существуют лишь для того, чтобы уничтожать, и здесь не надо никаких иллюзий. По приказу, когда он есть, или пасёт тебя до того момента, как этот приказ получит. Обыкновенная Машина_Войны™, точнее, одна из их разновидностей с особой стратегией – посредством «контроля» – номинации врага и последующим его уничтожением. За отсутствием достаточного количества внешних врагов они тогда находят их у себя и зверски мочат друг друга ровно как бойцовские собаки до той поры, пока какой-нибудь добрый человек не бросит им покрышку.

И канал «Ностальгия» в очередной раз попытался всем напомнить, какой же я мудак, когда отказался от плацкарты в Голубом_Вагоне™ и мне – в первую очередь. Боюсь, хозяева прекрасно знали, насколько этот вагончик «голубой» и в каком смысле. Не думаю также, что они были не в курсе того, что билет был выдан явно по адресу, но цель и здесь оправдывает средства, о которой чуть ниже. Хотя сам факт периодичности подобных напоминаний уже кагбе намекаэ, а вам, граждане дорогие, хорошая тема для факультативных медитаций. Обозначим её так:

ДК или Жирик?

1. Группа ДК была запрещена в феврале 1984 года сразу же после вызова на Лубянку «на беседу». Там мне объявили, что моя «деятельность» подпадает под статью УК 190, пункт 1. Или – «сотрудничать». Из чего не следует, что группа не запрещена. Просто я могу «пока ещё» оставаться на свободе.

2. По «доказательствам», мне предъявленным, стало ясно, что продюсером вербовки выступил один около музыкальный деятель из окружения другого и весьма влиятельного. Не буду называть – сто лет прошло. Тем более, ничего не имею против ни того, ни другого: все профессии нужны, все профессии важны (© Дж. Родари) – каждый работает свою работу, – чей перевод, кстати?

3. «Источником» чего я должен быть? Будете смеяться, источником информации о слабостях своего окружения и, в первую очередь, гомосеках. Но, как мне это сделать и почему выбрали меня? Задание своё я предсказуемо провалил, «менять ориентацию» не собирался.

4. Однако гомосеки сразу почувствовали неладное, и тут же подоспела ещё одна телега, но уже от самого влиятельного. И меня потащили выше «познакомиться поближе» уже теперь к руководителю подразделения, которое было занято поиском гомосеков на государственном уровне. Да, сказал я, считаю себя пещерным антикоммунистом и поклонником Н. Бердяева. Убейте меня.

5. Был ли он сам гомосеком – иначе, как ему их искать? Это уже другой вопрос.

6. К радости моих доносчиков по данному направлению меня забраковали и «перебросили» туда, где антикоммунистами были девять из десяти – на книжный рынок, и где не было этих тупых и законченных кретинов, называющих себя «музыкантами». Но главное – никто больше не просил ловить гомосеков.

7. В числе прочих на этом фронте идеологической борьбы с выдуманным противником я познакомился с Г. Вициным, которому принадлежит замечательный афоризм: «Человек рождается без зубов – также и умереть он обязан без зубов».

8. А как же группа ДК? А ни хуя-то. Короче, оставили без денег, но типа «ты нас тоже должен понять». И когда в конце 80-х, появился жирик, меня отправили к нему. Нет, не напрямую, а через посредников, не подумайте чего плохого.

9. Как вы там говорите – «тоталитарный дискурс»? И снова – ни копейки денег. Продюсером жирика выступал тогда А. Митрофанов, родственник Л. Брежнева и А. Громыко. Собсна, он и крышевал мой тогдашний невозбранно высокий полёт весьма краснокоричневоречивых идей вплоть до 1993 года, когда между Митрохой и Венгром возник неиллюзорный конфликт. В преддверие думских выборов, а то. Хе-хе.

10. Кураторы жирика сильно на меня стали давить, типо сумасшедший лезет сука на российский трон. Я же считал ровным счётом наоборот, и готов посадить туда хоть дауна, а сумасшедшими считал как раз их.

11. И я свалил. Не принял этого щедрого подарка от Лубянки – говно, которое они тебе всегда всовывают тебе в качестве твоего же невозбранного щастя. Неравноценный размен. Ну, нихуя же ни разу.

12. Любой проект всегда требует монетизации, – а как они ещё хотели? И мой тогдашний капитал был на порядок больше капитала этого вашего жирика. Однако, отжав мой, – что мне дали взамен? Ну и, хули тогда ко мне опять лезут?

13. Как говорил Христос Акбар, «мне отмщение и аз воздам». Игра не окончена. Воздам, даже не сомневайтесь.



Вот же была эпоха. И вы сегодня разве сможете представить себе масштабы тех исступлённых спазмов и бешеных приступов эмоциональной диареи, что потом лютым печатным поносом, сметая на пути всё, неслось в сторону «русского фошызма» и Сына_Юриста™ в качестве его вождя? Дык, я же всё это и организовал. А потому не думаю, что моя работа в качестве его пиарщика кого-то серьёзно могла ввести в заблуждение. Ведь даже этот достаточно широкий круг «министров правительства Жириновского», – выполнявший функции алхимической реторты, где мы осуществляли возгонку своего Опуса, – отнюдь не засекреченный объект, и каждый, кто хотел, мог видеть, как © за стеклом колбы танцуют красный лев и белый единорог, а прекрасная суламита ожидает своего жениха. Не было только желающих ломать эту весёлую игру – вот в чём дело. А для меня это был ещё один арт-проект и достаточно дерзкий для того времени именно в силу запрета того, что мне было куда ближе и интересней.
Сублимация, как её там, – и чо?

И профессор И. Кукулин подводит итог: Жариков стал первым в России автором, в чьей работе неофашистские и ксенофобские идеи, высказанные в игровой форме, были использованы как разновидность постмодернистских экспериментов с тоталитарными дискурсами. Однако «в широких кругах» были восприняты и подхвачены как «неотчужденные» националистические лозунги. Насколько можно судить, такое двойное восприятие Жариковым предполагалась сознательно. Кажется, даже Лимонов – человек, вполне осведомленный в современном искусстве – не понимал, до какой степени Жариков выстраивал свою тогдашнюю деятельность как арт-проект: в книге «Анатомия героя» Лимонов с недоумением и возмущением пишет, что Жариков в 1993 году предлагал ему выдвинуть депутатом в Государственную думу от Национал-большевистской партии откровенно психически больного человека.

Деятельность Жарикова не может быть осмыслена с помощью дихотомии, предложенной Вальтером Беньямином – «эстетизация политики»/«политизация искусства»: в работе Жарикова политическое воспринималось как заведомо пустой язык, который можно поставить на службу эстетической работе. Эстетизация политики в эпоху постмодернизма уже неоднократно становилась предметом исследований, но у творчества Жарикова была одна особенность: эстетическая, то есть главная составляющая его работы, была эзотерической и даже «антимедийной», она была адресована, видимо, только небольшой группе «продвинутых ценителей» (таких, как Сергей Курехин). «На внешнем уровне» это была «нормальная» правоэкстремистская деятельность с неоязыческим уклоном. Этическое же измерение как в политической, так и в эстетической работе Жарикова было нейтрализовано как бессмысленное…


Я смотрю, что надо смотреть, я читаю, что надо читать.
Понимаю, что надо терпеть, когда надо глаза закрывать.
Я живу твоей головой, покоряюсь твоей судьбе.
А вообще я доволен собой, потому, что так нужно тебе.

Если нужно тебе, то я глуп. Если нужно тебе, то я слеп.
Я твой раб, доедаю твой суп, от врагов берегу твой хлеб.
То, что скажешь, исполню вмиг и скажу то, что надо сказать.
Если где-то раздастся крик, я скажу: «Не надо кричать».

А вообще мне на все наплевать – он уныл, тобой выбранный путь.
Ты дала мне возможность лишь пить.
Если вдруг ты будешь тонуть, я не стану тебя спасать.
Я буду топить.

2012



_________________
Начало   ⇒ ЗДЕСЬ

Комменты здесь
_________________
Группа ДК
СОДЕРЖАНИЕ - послушать и скачать
ЭКЗОТИКА-1991 - публицистика 90-х
Канал НОСТАЛЬГИЯ - посмотреть целиком
Группа ДК на www.youtube.com
Радио МАЯК - "Первый Отряд" - "Русский Рок"
НОВОЕ ИСКУССТВО (магазин) - приобрести: альбомы ДК
ДОМ КУЛЬТУРЫ (магазин) - приобрести: диски + журнал АТАКА + К.Н.И.Г.А., etc
ВЫРГОРОД - пересылка: диски + К.Н.И.Г.А.
ЗЕРКАЛО-1: http://lj.rossia.org/users/zharikov/
ЗЕРКАЛО-2: http://zharikov.dreamwidth.org/



счетчик посещений

Profile

zharikov: (Default)
zharikov

July 2017

S M T W T F S
      1
234567 8
9101112131415
16171819202122
232425 26272829
3031     

Style Credit

Page generated Aug. 21st, 2017 09:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios

Expand Cut Tags

No cut tags

Most Popular Tags